Басня Цветы - Крылов Иван Андреевич
Искусственные цветы бранят дождь, а настоящие становятся от него пышнее – об этом расскажет басня «Цветы» Крылова.
Читать текст басни:
В отворённом окне богатого покоя,
В фарфоровых, расписанных горшках,
Цветы поддельные, с живыми вместе стоя,
На проволочных стебельках
Качалися спесиво
И выставляли всем красу свою на диво.
Вот дождик начал накрапать.
Цветы тафтяные* Юпитера тут просят:
Нельзя ли дождь унять;
Дождь всячески они ругают и поносят.
«Юпитер! – молятся, – ты дождик прекрати,
Что в нём пути
И что его на свете хуже?
Смотри, нельзя по улице пройти:
Везде лишь от него и грязь и лужи».
Однако же Зевес не внял мольбе пустой,
И дождь себе прошёл своею полосой.
Прогнавши зной,
Он воздух прохладил; природа оживилась,
И зелень вся как будто обновилась.
Тогда и на окне Цветы живые все
Раскинулись во всей своей красе
И стали от дождя душистей,
Свежее и пушистей.
А бедные Цветы поддельные с тех пор
Лишились всей красы и брошены на двор,
Как сор.
Таланты истинны за критику не злятся:
Их повредить она не может красоты;
Одни поддельные цветы
Дождя боятся.
* Тафта – лёгкая шёлковая материя с сильным глянцем.
Мораль басни Цветы:
Мораль басни автор заключил в последних строках: настоящий талант не повредит критика со стороны. В переносном смысле под образом настоящих Цветов И. А. Крылов имел в виду одаренных поэтов, музыкантов, художников, представителей других творческих сфер. А искусственные Цветы воплощают образ бездарности. Баснописец показывает, что критика не влияет на талант по-настоящему одаренных людей. Есть и другая категория – мнящие себя великими дарованиями. Они быстро лишаются напускного шарма, подобно искусственным Цветам, размокшим от дождя.