Басня Крестьянин и лошадь - Крылов Иван Андреевич
О глупых рассуждениях Лошади, считавшей, что полезнее пустить овес на «благородные цели», а не засеивать им поле, поведает басня «Крестьянин и Лошадь» Крылова.
Читать текст басни:
Крестьянин засевал овёс;
То видя, Лошадь молодая
Так про себя ворчала, рассуждая:
«За делом столько он овса сюда принёс!
Вот, говорят, что люди нас умнее.
Что может быть безумней и смешнее,
Как поле целое изрыть,
Чтоб после рассорить
На нём овёс свой попустому?
Стравил бы он его иль мне, или гнедому;
Хоть курам бы его он вздумал разбросать,
Всё было б более похоже то на стать;
Хоть спрятал бы его: я видела б в том скупость;
А попусту бросать! Нет, это просто глупость».
Вот к осени меж; тем овёс тот убран был,
И наш Крестьянин им того ж Коня кормил.
Читатель! Верно, нет сомненья,
Что не одобришь ты конева рассужденья;
Но с самой древности, в наш даже век,
Не так ли дерзко человек
О воле судит Провиденья,
В безумной слепоте своей,
Не ведая его ни цели, ни путей?
Мораль басни Крестьянин и лошадь:
Мораль басни – людям полезно подумать над причинами возникающих в жизни событий. Часто мы живем подобно Лошади, уверенной в своих способностях найти подходящее объяснение, и сделать жизнь лучше для всех. Но Лошадь не вникает в причины происходящего – что именно толкает Крестьянина сеять овес? Ей невдомек: будь овес скормлен, это привело бы к неминуемой гибели и Лошади, и семьи ее хозяина. Баснописец предупреждает читателя, чтобы тот проявлял дальновидность, не судил о событиях поверхностно. Можно дать разные имена силе, правящей миром – Вселенная, Бог, или Провидение. Однако у каждого события есть причины и последствия, отрицать их глупо.